Принципы тестирования и отбора

26.11.2012 21:44 Комментарии отключены

Андрей Козенко

Принципы тестирования и отбора

Теннисные задатки

При всем многообразии подхода к природным задаткам к настоящему моменту среди теннисных специалистов оформились более или менее схожие взгляды на главные качества, которыми должен обладать будущий теннисист. Это: – чувство мяча, координационные способности и ловкость, быстрота и реакция на движущийся объект, физические кондиции, психическая устойчивость.

Чувство мяча (ракетки)

Каждый тренер имеет свой подход к определению чувства мяча у начинающего теннисиста: кто с помощью тестов, кто по скорости освоения игровых приемов. Тестовые способы определения чувства мяча требуют определенного уровня физического развития ребенка, поэтому их можно применять с приемлемой надежностью только лет с 7, в крайнем случае, с 6. Чувство мяча – один из наиболее трудно тестируемых параметров, максимально достигнутая на практике надежность результатов тестирования – 0.6-0.7 (А.А.Козенко). Более надежную оценку можно получить из анализа игры тестируемого, то есть, поработав с ребенком не один год.

Координация и ловкость

Координационные способности человека (его ловкость), определяются как способность успешно осуществлять сложные двигательные действия в быстро и неожиданно изменяющейся обстановке. Под этим простым определением кроется очень сложное поведение биомеханического аппарата человека. У специалистов нет еще единого взгляда на сущность этого явления. Так, Ф.Агашин вводит понятие оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата спортсмена во время выполнения ударных движений. Иногда это называют двигательным интеллектом, который позволяет нам обращаться с предметами и управлять движениями своего тела. Исследователи и практики согласны в том, что ловкость обеспечивает возможность расширения вариативности движений, позволяет делать их наиболее эффективными.
Можно ли развить координационные способности, т.е. тренируема ли ловкость? Думаю, не более чем быстрота. Причем здесь существует т.н. эффект пружины. Как только сделал небольшой перерыв в ежедневном выполнении специальных упражнений, так все тут же возвращается практически на прежний уровень.
Как и в случае с чувством мяча, координационные способности трудно тестируются, надежность тестирования, как правило, невысока. Потребуется уточнение в процессе игровой практики теннисиста.

Реакция на движущийся объект

Этот показатель легко тестируется. Существует масса тестов для определения РДО, например, «вратарь», «останови стрелку на заданном положении» и т.п. Специалисту не составит труда дать оценку этого показателя у ребенка.

Физические кондиции спортсмена

К ним относятся, прежде всего, быстрота, сила и выносливость. Как же определяют специалисты резвость теннисиста, скорость сокращения его мышц? Наиболее популярным тестом является измерение времени пробегания нескольких коротких отрезков дистанции с резким изменением направления бега («челночный бег»). Этот тест хорошо «работает» практически для любого возраста испытуемых, и поэтому тренеру не составляет труда оценить этот параметр своего подопечного тестовым методом. Имеются также и специальные тесты для определения резвости спортсмена.

Другие физические данные спортсменов (выносливость, сила) также легко тестируются, поэтому опытному тренеру оценить эти параметры своего ученика не представляет труда.

Психофизические характеристики

Психика конкретного человека – это очень сложная сфера его поведения, еще недостаточно изученная и постоянно ставящая перед исследователями и практиками все новые и новые загадки. И все же жизнь заставляет каким-то образом прогнозировать психическое поведение будущего спортсмена, корректировать его, как принято говорить в обиходе – «закалять психику». Многие спортсмены отмечали изменения своей психики под воздействием тренировок, целенаправленной работы тренера.

Но есть одна деталь: Тестирование тестированием, но здесь следует задуматься больше не о том, как найти ребенка с дубовой непрошибаемой психикой, а, пожалуй, о том, как бы снизить все ненужные факторы непедагогического воздействия на психику. Теннис ведь сложный для психики спорт и чисто спортивных психических нагрузок вполне хватает ребенку и он, в большинстве случаев, не нуждается в дополнительном «закаливании» психики.

Очень часто в психологической подготовке нуждается не столько ученик, сколько тренер. Мы провели небольшой опрос среди спортсменов участников регионального теннисного лагеря СТЦ на предмет того, что является наиболее сбивающими факторами в их выступлениях на соревнованиях. В опросе принимали участие дети 12-14 лет. Были выявлены следующие факторы: дискомфорт перед соперником, перед тренером, перед зрителями, перед родителями на корте и дома, членами команды, перед незнакомой площадкой. Дети расставили очки каждому фактору отдельно с таким условием, чтобы сумма всех очков составила 10.

Более половины опрошенных отметили, что главный страх перед выходом на матч – дискомфорт перед тренером.

Что касается дискомфорта перед зрителями и перед соперником, влияние этих факторов можно ограничить занятиями психотренингом. Можно научиться, выходя на корт, не обращать никакого внимания на окружающих и сосредоточиваться только на самой игре.

Обратимся, далее, к еще одному, очень важному фактору из разряда психофизических качеств, которые чрезвычайно консервативны и мало поддаются целенаправленному воздействию. К таким качествам относится трудолюбие.

Опытные тренеры определяют наличие трудолюбия у ребенка очень быстро. Достаточно заставить его поработать у теннисной стенки. Тут можно заметить, что один ребенок сразу после 2х-3х ударов начинает оглядываться по сторонам и отлынивать от работы, а другой будет «долбить» стенку пока тренер не скажет «хватит».

Талант трудолюбия – а это именно талант – проявляется с детства. Одаренные трудолюбием дети встречаются редко. Гораздо чаще присутствует разболтанность, лень, нежелание преодолевать трудности. Все мы знаем, что настоящее время этим характерно.

Говоря об одаренных теннисных детях, но при этом ленивых, уместно процитировать Г. Вишневскую: «Талант без работы – до первого сбоя». Я думаю, что и в теннисе примеров работы тезиса Вишневской предостаточно.

Можно задаться вопросом: а можно ли привить трудолюбие юному теннисисту? По моему мнению, работать спортсмена можно заставить или заинтересовать, но если в этом нет божьей искры – это ненадолго.

Оценить параметр трудолюбия должны совместно тренер и родители по результатам наблюдений за старанием ребенка, проявляемым не только на тренировках.
Кроме трудолюбия теннисист должен обладать эмоциональной устойчивостью, хорошей концентрацией внимания, самоконтролем. Эти качества, в отличие от физических, трудно тестируются и, в основном, определяются только с началом соревновательной деятельности спортсмена.

Психические качества человека более консервативны, нежели физические, поэтому, даже достигнув определенных успехов в техническом совершенстве, спортсмены с неудовлетворительными психическими кондициями никогда не становятся чемпионами.

Немаловажное значение имеет то, чтобы теннисист был в душе игроком.

Селекция перспективных спортсменов и технология отбора

Технологии отбора, которая позволяла бы сразу и с достаточной надежностью (хотя бы процентов 70) выявлять потенциальных теннисных профессионалов, пока нет. Вся система юношеских соревнований, ранжирования теннисистов, концентрации их в различные сборные по сути дела и является системой отбора талантов. Но ведь это длительный процесс и не такой уж безболезненный. Сколько не оправдавших возлагавшихся на них надежд спортсменов вынуждены после длительных и упорных тренировок покинуть большой спорт! Это дало повод И.Акимову и В.Клименко назвать процесс создания спортсмена «тренерско-педагогической мясорубкой», через которую «пропускают тысячи детей». «Каково будет им жить дальше, с душой, заклейменной печатью второсортности?..- спрашивают авторы. – Впредь свое счастье они будут собирать по пятачку, и даже если соберут большую кучу – это будет всего лишь куча меди. Дверь, за которой возможна свобода, они будут деликатно обходить, чтобы не оказаться в ситуации, когда нужно самостоятельно, смело, неординарно действовать».

Именно поэтому, чтобы не проходить «тренерскую мясорубку», не быть «заклейменным печатью второсортности», и надо начинать определение способных как можно раньше. Следовательно, и роль детского тренера-селекционера огромна. Именно он должен отобрать годных для спортивной деятельности детей.

Первичный отбор нужно довести до 5%, чтобы только один из двадцати пришедших заниматься теннисом в 7-8 лет попадал в спортивно ориентированную группу (группу перспективных). Конечно же, надежно такой отбор может делать только опытный детский тренер, обладающий навыками тестирования новичков, имеющий специальные приспособления (пусть даже простейшие) для проведения тестов. Если это будет проводить дилетант или недостаточно опытный специалист, то отбор может превратиться в «наказание невиновных и награждение непричастных».

Далее, до 12-13 лет идет естественный отсев (это приблизительно 50%). Естественный отсев присутствует всегда и за 7-8 лет 50% – это вполне нормально. К 13-14 годам должен происходить вторичный отбор, который должен составлять примерно 10%. Именно в этом возрасте можно с достаточной надежностью предсказать непопадание игрока в профессионалы.

Выбыв из тенниса в 13-14 лет, спортсмен еще не потерян для других видов спорта. Он хорошо физически развит, тренирован, координирован, имеет психологическую подготовку и вполне может добиться успеха в таких видах спорта как футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, …(всех и не перечесть). А самое главное, его не успеют еще пропустить через «тренерскую мясорубку», то есть перегрузить (или травмировать) организм человека непомерно напряженными тренировками, пытаясь выдавить из него то, что в нем не заложено.

Комментарии закрыты